ВПЕРЁД
С ВЕТЕРКОМ
НА ВСТРЕЧУ
С ЕВРОПОЙ
(08-02-16)

Дело  Святых Кирилла и Мефодия

Основанный   в Велеграде  в 1205 году  монастырь  цистерцианцев

фото 1

находится на том месте, где в IX веке стоял митрополитный храм Святого равноапостольного  Мефодия, в котором, судя по церковным источникам, и были захоронены его останки, переданные частично Восточной церкви.  Но  храм был разрушен,  и сегодня определить точное место захоронения не представляется возможным. Тем не менее, каждый год  сюда съезжаются  паломники  со всего мира, чтобы почтить память тех, кто принёс  славянское богослужение в Европу, несмотря на травлю и преследования со стороны Священной Римской империи.

Начало  христианизации Великой Моравии очень тесно связано с греческой православной церковью.  Благодаря дипломатическим переговорам  князя Ростислава с императором  Михаилом III,  миссионеры  из Византии,  святые Кирилл  (в миру Константин)  и Мефодий  (мирское имя неизвестно),

фото 2

в 863 пришли в  Великую Моравию. Они  создали славянскую азбуку, и перевели  на славянский язык Библию, богослужебные книги, писания святых отцов.  Современное образование славян  стремительно росло.  Первым Богемским правителем, признанным историками, был чешский  принц  Борживой Пржемыслович, который правил во второй половине 9-ого столетия. Его и его жену  Святую Людмилу

людмила

окрестил Мефодий. Святой Мефодий,  до своей кончины,   назначил   своим  преемником одного из своих учеников  — Святого   Горазда.

фото3

Сразу  после смерти Мефодия,  Святой Горазд   был  исключён из числа Моравских  священников вместе с другими учениками — Климентом, Наумом, Саввой и Ангеляром ,последователями кириллицы. В 1079 году  король  Вратислав  II

фото4

просит   папу римского Григория VII,

фото5

ввести  православный  обряд в Чехии, но его запрос решительно отклоняется. Это было время  Великого раскола христианской церкви, в результате чего  произошло окончательное разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение, вызванное расколом, не преодолено до настоящего времени, невзирая на то, что в 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты Папой Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором. Славянские богослужебные книги сжигают, насильно вводят латинский язык .Богослужение  и церковные церемонии  становятся непонятными для славянских верующих.  Латинский хронист  Козьма

фото6

Пражский, не скрывавший своей ненависти к Вратиславу II, в своих хрониках пытается скрыть  существование поклонения славянской письменности и православному богослужению. Козьма был католическим священником, и сведения, сообщаемые им, были неприемлемы для сторонников преобразования церкви. В скором времени  православие было  ликвидировано  по всей стране.

Во времена гуситских войн было предпринято реформирование ситуации в римско-католической церкви. Гуситы пытались  восстановить церковные службы на славянском языке, потому что им было хорошо известно, что  корни чешской  подлинной  религии  находятся на востоке, в Греции. Они ведут переговоры с Константинополем. В 1452 году гуситское посольство прибыло в Константинополь для установления официальных отношений с Православной церковью. Делегация была встречена очень доброжелательно, но поскольку на следующий год Константинополь пал,

падение константинополя

никаких практических последствий это не имело.  Турки завоевали Константинополь, и все  дипломатические отношения  были прерваны.

Ученики Кирилла и Мефодия, изгнанные из Моравии: Святые Климент, Наум и Ангеляр пошли на юг к Македонии, Болгарии и Сербии; святой Савва в пределы современного Закарпатья, а святой Горазд в Киевскую Русь.  Там они продолжили дело  святых Кирилла и Мефодия. О дальнейшей их судьбе ничего не известно. Некоторые источники сообщают о том, что мощи  Святого Горазда  погребены в Албании, но исследователи  жизни святого  сообщают, что сделано это для поднятия «престижа» той или иной церкви, прихода, дабы увеличить число прихожан и паломников. А о том, где нашёл свой вечный покой Савва и Горазд  доподлинно неизвестно. Относительно  места захоронения св. равноапостольного Мефодия

Святой Мефодий

споры идут до сих пор. Всё это понятно, если учесть, сколько веков (вплоть  до сегодняшнего дня) идут гонения на сторонников православия и кириллицы, и что могло произойти с их прахом – одному Богу известно. Православная церковь  поминает святых равноапостольных Горазда, Савву,  Климента, Наума и Ангеляра  в один день – 9 августа по новому стилю.  Дело их великих учителей, дело святых Кирилла и Мефодия, они продолжили,  и оно продолжает жить  и в наши дни.

В  1921 г. была создана Сербская церковь Чешской православной епархии,  в которую вошла часть Чехословацкой гуситской церкви. После Второй мировой войны чешские православные вместе с русскими эмигрантами перешли в юрисдикцию Московского патриархата, от которого в 1951 году получили автокефалию. Сербская Православная Церковь канонизировала первого чешского православного епископа  Maтея  Павлика (бывшего католического священника),

фото8

который символически принимает имя Горазд (в память о первом славянском епископе, приемнике Святого  Мефодия в Моравии — Святого  Горазда).  Епископ Горазд (Матей Павлик) продолжил  дело святых  Кирилла и Мефодия,  вновь давая  церкви утвердиться в  каноническом  Православии  и богослужении.  В соответствии с Евангелием и традициями  Православной Церкви,   славянский язык становится национальным богослужебным  языком. До него использовался исключительно латинский язык и римское богослужение. Но об этом интереснейшем человеке  я напишу в статье  Священномученик Горазд.


Добавить комментарий