Дело Святых Кирилла и Мефодия
Основанный в Велеграде в 1205 году монастырь цистерцианцев
находится на том месте, где в IX веке стоял митрополитный храм Святого равноапостольного Мефодия, в котором, судя по церковным источникам, и были захоронены его останки, переданные частично Восточной церкви. Но храм был разрушен, и сегодня определить точное место захоронения не представляется возможным. Тем не менее, каждый год сюда съезжаются паломники со всего мира, чтобы почтить память тех, кто принёс славянское богослужение в Европу, несмотря на травлю и преследования со стороны Священной Римской империи.
Начало христианизации Великой Моравии очень тесно связано с греческой православной церковью. Благодаря дипломатическим переговорам князя Ростислава с императором Михаилом III, миссионеры из Византии, святые Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (мирское имя неизвестно),
в 863 пришли в Великую Моравию. Они создали славянскую азбуку, и перевели на славянский язык Библию, богослужебные книги, писания святых отцов. Современное образование славян стремительно росло. Первым Богемским правителем, признанным историками, был чешский принц Борживой Пржемыслович, который правил во второй половине 9-ого столетия. Его и его жену Святую Людмилу
окрестил Мефодий. Святой Мефодий, до своей кончины, назначил своим преемником одного из своих учеников — Святого Горазда.
Сразу после смерти Мефодия, Святой Горазд был исключён из числа Моравских священников вместе с другими учениками — Климентом, Наумом, Саввой и Ангеляром ,последователями кириллицы. В 1079 году король Вратислав II
просит папу римского Григория VII,
ввести православный обряд в Чехии, но его запрос решительно отклоняется. Это было время Великого раскола христианской церкви, в результате чего произошло окончательное разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение, вызванное расколом, не преодолено до настоящего времени, невзирая на то, что в 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты Папой Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором. Славянские богослужебные книги сжигают, насильно вводят латинский язык .Богослужение и церковные церемонии становятся непонятными для славянских верующих. Латинский хронист Козьма
Пражский, не скрывавший своей ненависти к Вратиславу II, в своих хрониках пытается скрыть существование поклонения славянской письменности и православному богослужению. Козьма был католическим священником, и сведения, сообщаемые им, были неприемлемы для сторонников преобразования церкви. В скором времени православие было ликвидировано по всей стране.
Во времена гуситских войн было предпринято реформирование ситуации в римско-католической церкви. Гуситы пытались восстановить церковные службы на славянском языке, потому что им было хорошо известно, что корни чешской подлинной религии находятся на востоке, в Греции. Они ведут переговоры с Константинополем. В 1452 году гуситское посольство прибыло в Константинополь для установления официальных отношений с Православной церковью. Делегация была встречена очень доброжелательно, но поскольку на следующий год Константинополь пал,
никаких практических последствий это не имело. Турки завоевали Константинополь, и все дипломатические отношения были прерваны.
Ученики Кирилла и Мефодия, изгнанные из Моравии: Святые Климент, Наум и Ангеляр пошли на юг к Македонии, Болгарии и Сербии; святой Савва в пределы современного Закарпатья, а святой Горазд в Киевскую Русь. Там они продолжили дело святых Кирилла и Мефодия. О дальнейшей их судьбе ничего не известно. Некоторые источники сообщают о том, что мощи Святого Горазда погребены в Албании, но исследователи жизни святого сообщают, что сделано это для поднятия «престижа» той или иной церкви, прихода, дабы увеличить число прихожан и паломников. А о том, где нашёл свой вечный покой Савва и Горазд доподлинно неизвестно. Относительно места захоронения св. равноапостольного Мефодия
споры идут до сих пор. Всё это понятно, если учесть, сколько веков (вплоть до сегодняшнего дня) идут гонения на сторонников православия и кириллицы, и что могло произойти с их прахом – одному Богу известно. Православная церковь поминает святых равноапостольных Горазда, Савву, Климента, Наума и Ангеляра в один день – 9 августа по новому стилю. Дело их великих учителей, дело святых Кирилла и Мефодия, они продолжили, и оно продолжает жить и в наши дни.
В 1921 г. была создана Сербская церковь Чешской православной епархии, в которую вошла часть Чехословацкой гуситской церкви. После Второй мировой войны чешские православные вместе с русскими эмигрантами перешли в юрисдикцию Московского патриархата, от которого в 1951 году получили автокефалию. Сербская Православная Церковь канонизировала первого чешского православного епископа Maтея Павлика (бывшего католического священника),
который символически принимает имя Горазд (в память о первом славянском епископе, приемнике Святого Мефодия в Моравии — Святого Горазда). Епископ Горазд (Матей Павлик) продолжил дело святых Кирилла и Мефодия, вновь давая церкви утвердиться в каноническом Православии и богослужении. В соответствии с Евангелием и традициями Православной Церкви, славянский язык становится национальным богослужебным языком. До него использовался исключительно латинский язык и римское богослужение. Но об этом интереснейшем человеке я напишу в статье Священномученик Горазд.
Добавить комментарий
Свежие записи
- К развалинам средневековой часовни. 23.03.2024
- В замок Касперк (Kašperk Castle). 13.03.2024
- К трём мушкетёрам 05.03.2024
- Адршпашско-теплицкие скалы 25.10.2022
- Скалы, превращённые в скульптуры 14.09.2022